Детский психолог: взгляд на подготовку ребенка к школе

22.06.2017
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе.

Прежде чем отправиться в школу, каждый ребенок проходит медицинское обследование, где определяется не только состояние здоровья будущего первоклассника, но и его готовность к школе, а так же как одно из важных обследований проводится консультация с детским психологом.

Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. Ребенок и его воспитание - неотъемлемая часть подготовки к школе.

В чем же проявляется психологическая неподготовленность к школьному обучению? Во-первых, это проявляется в рассредоточенном внимании, то есть ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Во-вторых, ребенок безынициативен, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. 

Причины возможной психологической неподготовленности к школе скрываются в дошкольном периоде. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – научить читать, писать, считать. Но, прежде всего надо, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Наши психологические консультации помогут Вам и Вашему ребенку.

Как же психологически подготовить ребенка к школе? 

1. Ребенок должен быть готов к изменениям в его жизни: школа – это уже не детский сад. У вашего малыша сформирован определенный уровень познавательных интересов. У него есть желание учиться. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают , насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе, то есть создают положительную мотивацию. Играйте со своими детьми в сюжетно-ролевую игру «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя. 

2. Учите ребенка преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Для будущего школьника важна также усидчивость, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. 

3.При подготовке к школе родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Большая проблема с развитием речи: у детей бедный словарный запас, ответы односложные. Надо больше общаться с детьми, постоянно разговаривать на всякие темы: по дороге в садик, по дороге домой, дома. 

4. Еще важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий. 

5.Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться. Ребенок, сравнивая себя с другими, вырабатывает мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать! Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность - это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая». 

6.Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. При подготовке к школе не забывайте о психологической подготовленности вашего ребенка.