Трехлетний возраст ребенка является одним и основных переломных моментов его жизни. К негативным признакам, характеризующим данный этап в жизни ребенка можно отнести, проявление упрямства, излишней капризности, строптивости характера, непослушание родителей, ссоры со сверстниками и прочее. Однако не стоит расстраиваться и считать ребенка неисправимым хулиганом.
Детские психологи утверждают, что все эти признаки, являются нормальным проявлением процесса становления ребенка как личности, ибо пока еще в силу развития психологических особенностей характера он именно так проявляет свои потребности, желания, высказывает свое мнение. Так, например, строптивость характера заключается в непризнавании некоторых норм и правил, которые ребенку либо кажутся не правильными, либо до понимания их истинного смысла он пока еще не дорос.
В этот период развития ребенок склонен к отрицанию всего существующего и может начать действовать по принципу от противного. Отказ одевать теплую шапку может заключаться не в том, что ребенку попросту жарко в ней, а потому что его заставили одеть эту шапку. Это своеобразная демонстрация, проявление собственной значимости, своего «Я».
Проявление кризиса трехлетнего возраста может также выражаться в своеволии ребенка. Малыш стремится к самостоятельности и не терпит вмешательства родителей в его «великие» дела. Всяческие вмешательства со стороны он расценивает как попытку посягательства на его территорию, в его намерения, замыслы.
Детские психологи и логопеды считают, что большинство таких проблем, как проявление деспотичности ребенка, его протесты и ссоры со взрослыми часто встречаются в семьях с единственным малышом. В таких семьях ребенок проявляет свою власть по отношению к родителям и для высказывания своей неудовлетворенности находит множество приемов. Родителям не следуют считать, что кризис трехлетнего возраста — это диагноз, скорее, это необходимый этап гармоничного развития ребенка в психологическом аспекте. Но помочь ребенку преодолеть этот кризис, конечно же, необходимо.
Не следует ограничивать инициативу ребенка, запрещать пробовать свои силы и умения в какой-либо, безусловно, безопасной для малыша, сфере. Следует уделять ребенку максимум внимания, не ограничивать его свободу и активность. Если упустить это время, ребенок может вырасти трудным, неусидчивым, у него могут появиться проблемы с успеваемостью в школе, в общении с одноклассниками и учителями.