Метод Монтессори для развития ребенка

Мария Монтессори (1870-1952 гг.) была первой женщиной-доктором и в то же время антропологом и педагогом, создавшей на основе своей многолетней работы с детьми новую концепцию образовательного процесса. Суть педагогики Монтессори заключается в вере в то, что ребенок учится самостоятельно, если он готов к этому. Поскольку каждый ребенок отличается от других, он должен развиваться в соответствии с созданными им индивидуальными планами развития (его способностями, компетенциями, навыками), чтобы правильная реализация позволяла ему учиться более эффективно. По словам Монтессори, ребенок не становится идеальным, а достигает оптимальных возможностей для своего развития. Знаменитая фраза, которая является принципом воспитания по методу Монтессори, звучит так: "Помогите мне сделать это самому".

Мария Монтессори

Педагогика Марии Монтессори: основные педагогические принципы

  • Свободный выбор - в подготовленной среде ребенок сам выбирает предмет деятельности, определяет время и темп обучения, степень сложности. Ребенок также сам выбирает себе возможного партнера. Таким образом, ребенок учится пользоваться своей свободой. Учитель ничего не навязывает ребенку, а только работает с ним;
  • Независимость - благодаря самостоятельному выбору ребенок развивает свои индивидуальные способности и приобретает опыт правильной оценки уровня своих способностей;
  • Порядок - каждый объект в Монтессанском детском саду имеет свое место - его нужно убрать в то место, куда его забрали. Все очень просто: порядок в окружении - это порядок в сердце;
  • Принцип изолирования трудностей - если ребенок усваивает понятия, связанные с размерами (большие-малые, маленькие-большие и т.д.), например, работая с постройкой розовой башни, он не занимается одновременно и другой проблемой, например, цветами, весами, звуками или длиной. Для этого, помимо прочего, используются и другие материалы Монтессоров: красные балки, барные таблички, шуршащие банки или коричневая лестница;
  • Концентрация - дети учатся быть систематическими, настойчивыми и точными во время работы. Кроме того, учебные пособия по методу Монтессори предназначены для того, чтобы дать детям возможность контролировать свои собственные ошибки;
  • Уроки молчания - помогают детям стать более квалифицированными, работая в мире и покое;
  • социальные правила - в группах есть дети разного возраста, чтобы они могли учиться друг у друга и стимулировать свое развитие;
  • Принцип передачи - каждое учебное пособие является "звеном", логически связанным в длинную "цепочку". Каждая "ссылка" содержит особенности ранее введенного материала плюс еще одна особенность;
  • наблюдение за ребенком - внимательное наблюдение за малышом позволяет заметить возможные препятствия для развития малыша и стать для него хорошим проводником;
  • Индивидуальное развитие - каждый ребенок развивается в своем темпе, в соответствии со своими способностями. Ребенок заслуживает внимания, заботы, поддержки и доброты;
  • Принцип самоконтроля - этот принцип лишает учителя власти над ребенком, потому что именно сам малыш должен уметь корректировать свое поведение, чтобы не навредить другим и позволить своим коллегам гармонично развиваться.

Монтессорский учитель должен работать по принципу "3 W" - поддерживать в выборе материала, подходящего для ребенка, указывать правильный способ использования материала и уходить, чтобы ребенок мог развиваться самостоятельно. Как называются учебные пособия Монтессори?

Педагогику Монтессори очень часто называют партнерской педагогикой или образованием без стресса. Однако, это не так. Метод Монтессори можно охарактеризовать только как не регрессивный метод - дети делают то, что их интересует и не мешает другим.

Последние статьи